Схема плавного выключения дальнего света

В ночное время при разъезде двух и более транспортных средств переключение дальнего света фар автомобиля на ближний в начальный момент времени водитель воспринимает, как резкое снижение уровня освещенности трассы, что провоцирует его к более сильному напряжению зрения и ведет к быстрому утомлению. Встречным водителям также не очень комфортно при резких перепадах яркости. Это в конечном счете снижает безопасность движения.

Заметно снизить утомляемость водителя при езде в ночное время может плавное (в течение нескольких секунд) выключение дальнего света при переключении его на ближний.

прикуриватель в автомобиле
схема автомата плавного выключения дальнего света

Генератор, выполненный на операционном усилителе DA1.1 генерирует импульсы треугольной формы с частотой следования 150-200 Гц, следующие на неинвертирующий вход DA1.2. До тех пор пока включен дальний свет, емкость С2 разряжена через сопротивление R7, диод VD3 и нить накаливания ближнего света лампы EL1 и напряжение на выходе ОУ DA1.2 составляет 10,5 В. Транзистор VT1 в это время открыт, а VT2 и VT3 заперты, так как коллектор и эмиттер транзистора VT3 зашунтирован контактами переключателя SA2.

схема автомата плавного выключения дальнего света на транзисторах

После переключения дальнего света на ближний спирали дальнего будут включенными через открывшиеся VT2 и VT3. Емкость С2 начинает заряжаться (график 2 на рисунке 2) через сопротивления R7 и R9. На инвертирующем входе DA1.2 начинает расти напряжение, а на его выходе генерируются прямоугольные импульсы с постоянной частотой и растущей скважностью (график 3). Они переключают транзисторы VT1-VT3 и действующее значение напряжения на нитях ламп накаливания дальнего света плавно снижается до нуля.

При переключении света с ближнего на дальний емкость С2 быстро разряжается через цепочку R7-VD3. Диоды VD1, VD2 и сопротивление R6 предназначены для ограничения напряжения между входами ОУ DA1.2; стабистор VD4 и сопротивления R10, R12 необходимо для надежного запирания транзисторов. Подстроечное сопротивление R9 дает возможность регулировать время выключения дальнего света в пределах от 1 до 5 секунд. Устройство можно отключить переключателем SA1.

Сразу после переключения света яркость дальнего света немного падает из-за того. что нити ламп накаливания оказываются включенными через сопротивление открытого биполярного транзистора VT3, а затем лампы плавно тухнут.

Конструкцию можно использовать и на автомобилях с напряжением бортовой сети 24 В. Для этого нужно последовательно с сопротивлением R11 подсоединить резистор ОМЛТ-2 на 120 Ом, заменить стабистор КС119А на Д814Г и взять емкость конденсатора С2 на напряжение 50 В.