Схема управления стеклоподъемниками в автомобиле

Наверное каждый автолюбитель забывал в теплое время года, закрывать окна в машине, чтоб этого более не происходило предлагаю собрать схему предназначенную для автоматического закрытия всех окон в салоне машины при постановке на сигнализацию. Рассмотрим несколько возможных вариантов реализации конструкции от простых схем с реле, до автомата управления стеклоподъемниками на микроконтроллере.

Схема автоматического управления стеклоподъемником на реле

При постановке автомобиля на сигнализацию, от блока управления закрытием замков дверей на обмотку реле К3 идет напряжение, реле включается и своими контактами К 3.1 подключает емкость С3 к +12В через сопротивление R5, конденсатор начинает заряжаться. После окончания управляющего импульса заряженная емкость подключается к обмотке реле К2, оно срабатывает и через К 2.2 подает напряжение на таймер DA1. На седьмом выводе микросборки устанавливается напряжение близкое к нулю и через сопротивление R3 на базу биполярного транзистора VT2 поступает отпирающее его напряжение. Через VT2 и К 2.1 на обмотку реле К2 следует удерживающее напряжение. Транзистор VT1 термостабилизирует рабочую точку VT2.

Схема управления стеклоподъемником на реле

Фронтовые контакты реле К2.2 запитывают через себя обмотку реле К1. Через сопротивление R4, контакты реле Р1 и через кнопку управления стеклоподъемником напряжение поступает на электродвигатель, стекло начинает подниматься. Когда стекло закроется, двигатель начинает тормозиться от этого, ток в нем возрастает, увеличивается и падение напряжения на сопротивление R4, что приводит к закрытию VT2. Обмотка реле К2 обесточивается, его контакты отключают всю схему. Ток срабатывания защиты задается сопротивлением резистора R2. Время срабатывания таймера настраивается на несколько секунды больше, чем время требуемое для полного закрытия стекол. В нормальном режиме он не успевает срабатывать, включится он только в тот момент, когда по какой-либо причине пропадет нагрузка и не будет условий для запирания транзистора VT2.

Схема управления стеклоподъемником на микроконтроллере

В данной варианте исполнения вариант автомат управления стеклоподъемниками куда современней и реализован на широко распространённом микроконтроллере ATtiny 2313.

Схема управление стеклоподъемником на основе микроконтроллера

На резистор R5 в схеме управления стеклоподьемником поступает сигнал с сигнализации (он идет с выхода на указатели поворотов), микроконтроллер через реле включает первый стеклоподъемник, трансформатор при этом возбуждается. Сигнал усиливается операционным усилителем и идет на вход порта микроконтроллера.

Кода двигатель стеклоподъемника окончательно закрывает стекло и останавливается, возбуждение в трансформаторе заканчивается, микроконтроллер отключает первый стеклоподъемник и подключает второй, так по очереди происходит со всеми окнами . Если тросик стеклоподъемника обрывается то через 10 секунд микроконтроллер переходит к подъему следующего окна. Трансформатор обязательно наматывается на ферритовом кольце размерами 10х6х3, но впринципе можно взять похожий по размерам. Первичка содержит три витка, намотанные в 3 провода, диаметром 0,5 мм. Вторичная обмотка содержит - 100 витков провода, диаметром 0,1 мм.

После намотки, все заливается термоклеем. При прошивке микроконтроллера для схемы управления стеклоподьемником, фузы заводские по умолчанию. Рисунок печатной платы и прошивка микроконтроллера в архиве по ссылке выше.