Простой самодельный прибор для проверки свечей зажигания

Обычно автомобильные свечи зажигания проверяют следующим образом: сначала измерительным щупом задают межэлектродный зазор в диапазоне 0,8–1,1 мм, затем свечу подключают к высоковольтному проводу и прислоняют к корпусу двигателя, после чего запускают стартер. После этого смотрят на искру, если она будет ярко-голубого свечения, то всё нормально. Заметен электрический разряд красного свечения — вероятно, последней необходима чистка. Нет искры совсем меняйте свечку на аналогичную.

Прибор для проверки свечей зажигания своими руками
Проверка свечей зажигания

Следует заметить, что во многих современных двигателях провести эксперимент описанный выше будет крайне сложно, так как у них высоковольтные провода имеют слишком малую длину, так обрезаны под корень. Да и одному человеку как-то невозможно одновременно удерживать свечу и при этом включать стартер.

Поэтому в рамках этой статьи я вас познакомлю со специальным прибор, схема которого представлена на рисунке чуть ниже, по сути это типовой мегомметр измеряющий электрическое сопротивление свечи зажигания. Практика обслуживания современного автомобиля показывает, что проблемные свечки обладают низким сопротивление изоляции (ниже 10 МОм), поэтому определить их качество достаточно легко, причём не вывинчивая их из двигателя (Схема зажигания).

Схема прибора для проверки свечей зажигания

Высоковольтный трансформатор для этой самодельной конструкции проще всего собрать из строчника на ферритовом сердечнике позаимствованного из кинескопного монитора или телевизора. Высоковольтная обмотка, должна обладать сопротивление в интервале от 340 до 380 Ом, состоит из 1200 витков медного провода ПЭВ-2 (Д=0,1 мм) в 99% случаев подойдет почти любой строчник. А вот первичную обмотку, состоящую из двух катушек индуктивности по 24 витка в каждой, следует намотать дополнительно, сложив ПЭВ (Д=0,8 мм) пополам, а затем развести его свободные концы.

Для получения высоко напряжения номиналом около 2000 В потребуется умножитель напряжения. Благодаря добавленному токоограничительному сопротивлению R10 ток протекающий в испытательной цепи будет безопасным для организма человека — не выше 200 мкА. Следует знать, что увеличивать выходное напряжение более 2 кВ не нужно, так как через автомобильную свечу зажигания начнет проскальзывать искра, и измерительный прибор работать не будет.

Биполярные транзисторы VT3 и VT4 выходных ключей должны иметь радиаторы охлаждения в виде алюминиевых пластин с поверхностью теплоотвода в районе 10 см2. Их коллеги VT1 и VT2 мультивибратора на радиаторы монтировать не требуется.

Измерительное устройство подсоединяется к типовой аккумуляторной батарее на 12 В. Оно потребляет достаточно низкий ток, приблизительно 300 мА.

В роли индикатора, в данной конструкции, использована аналоговая головка микроамперметра PA1 на ток до 200 мкА типа М4206. В принципе можно взять индикатор-микроамперметр от старого кассетного магнитофона на 100 мкА, но с шунтом сопротивлением уже в 1,5 кОм.

Сопротивлением R12, настраивают ток на выходе измерительного устройства. Закоротив высоковольтные провода «к свече» и «корпус», добиваются, того чтобы стрелка амперметра РА1 встала точно на деление 200 мкА. Если головка зашкаливает, то необходимо снизить сопротивление резистора R12.

Конструкцию рекомендуется собирать в пластмассовом корпусе, а провода подсоединения следует использовать с двойной изоляцией. при этом высоковольтные провода не должны быть очень длинными.

При осуществлении измерений, в целях соблюдения правил электробезопасности, сначала подключают провода, а только затем подают на них высокое напряжение, нажав тумблер SB1.

Судить о работоспособности свечи зажигания необходимо по показаниям головки миллиамперметра. Если стрелка доходит до середины измерительной шкалы, а то и зашла более чем за 100 мкА, то эта свечка обладает низким сопротивление изоляции около 10 МОм и её необходимо как можног быстрее заменить, либо хорошо прочистить от грязи в ацетоне.