Датчик температуры двигателя схема на терморезисторе своими руками

Идея изготовить эту конструкцию возникла в текущее очень жаркое лето к циркулярной пиле, когда температура в тени была более тридцати градусов. После часа работы пилы появлялся специфический запах, идущий от двигателя, приходилось делать перерывы в работе. Корпус электродвигателя нагревался до 70-80 градусов, представляю, чем бы все это могло закончиться, без использования датчика температуры.
Радиоконструкторы на любой вкус

Датчик температуры двигателя своими руками на терморезисторе и ОУ

Основой схемы превышения температуры двигателя является микросборка К157УД1. Это типичный операционный усилитель средней мощности с выходным током около трехсот миллиампер.

Схема датчика температуры двигателя на терморезисторе и усилителе

Как видно из принципиальной схемы обмотка реле непосредственно подсоединена к выходному выводу К157УД1. Параллельно обмотке в конструкции имеется защищающий, демпфирующий диод, гасящий всплески напряжения противоположной полярности при коммутации. Сопротивление положительной обратной связи (ПОС) R4 создает небольшую петлю гистерезиса, исключающий дребезг контактов реле Р1. Контакты этого электромеханического реле управляют индикатором. Лампочка позаимствована от старого советского холодильника и имеет мощность около 15Вт. Звуковую сигнализацию в устройство добавлять не стал, т.к при работе циркулярной пилы, генерируется столько шума, что все равно ее писк не услышать. А лампочку, можно закрепить в видном месте, где ее будет сложно проигнорировать.

Схема получилась простенькая для повторения и работает следующим образом. Если температура внутри контактной коробки электродвигателя, а именно там и следует закрепить терморезистор, нормальная, уровень напряжения на шестом входе ОУ К157УД1, задаваемый резистором R3, должен соответствовать уровню логической единицы, т.е. около половины напряжения питания микросборки. Поэтому обмотка реле почти обесточена и его фронтовые контакты разомкнуты. Индикатор не светится. С ростом температуры обмоток начнет увеличиваться и температура внутри контактной панели, где размещен датчик температуры двигателя. Номинал сопротивления терморезистора, начнет снижаться (т.к он с отрицательным ТКС), снижается в след и напряжение на неинвертирующем входе усилителя. Как только оно будет ниже, чем напряжение на инвертирующем входе ОУ, потенциал на выходе микросхемы станет почти нулевым. Т.е. на обмотке реле появится напряжение питания и оно сработает, замкнув своими нормально замкнутыми контактами цепь питания сигналки. В роли реле можно использовать любое импортное на 12В и контактами, способными коммутировать переменное напряжение 220 вольт.

Питается конструкция от безтрансформаторного блока питания, так что соблюдайте меры электробезопасности при работе с ним. Сопротивление R6 гасит большой первоначальный ток заряда балластного конденсатора С2, а R5 разряжает эту емкость при выключении станка.

Терморезистор соединен с основной конструкцией витой парой проводов. Сам терморезистор с отрицательным ТКС помещен в термоусадочную трубку. Для защиты от грязи и пыли плата помещена в самодельный корпус сделанный из мыльницы.

Индикатор температуры двигателя на микроконтроллере

Разработанный индикатор уже достаточно длительное время применяется на мотоцикле и отлично зарекомендовал себя как удобный и крайне надежное устройство оповещения. Кроме того схема дополнена автоматической системой регулировки яркости цветового индикатора.