Схема зарядного устройства на транзисторе

Небольшая подборка схем автомобильных зарядных устройств на транзисторах. Рассмотренные конструкции могут быть применены для зарядки 12В и 6В аккумуляторных батарей автомобилей или скутеров.
ЗУ для автомобиля

Универсальное транзисторное зарядное устройство

В этой конструкции зарядный ток аккумулятора автоматически ограничивается уровнем в 4.2A. Если напряжение на резисторе R1 (ток 4A через него) составляет 600mV, то первый транзистор начинает отпираться. Избыточный ток заряда блокируется, т.к базовое напряжение мощных биполярных транзисторов делается ограниченным. Разница между приложенным нагрузочным током (в коллекторе T4) и реальным напряжением аккумулятора сбалансировано через коллектор-эмиттер транзистора T4.

Схема универсального транзисторного зарядного устройства

Потребляемая мощность регулируемая транзистором Т4 типа 2N3055 - это есть произведение нагрузочного тока и падения напряжения на Т4. При зарядке 6V аккумулятора скутера это значение доходит максимум до 40 ватт. Выпрямительные диоды должны свободно пропускать 5A на 40В. Транзистор T4 должен быть обязательно смонтирован на хорошем радиаторе.

Зарядное устройство на транзисторе
Схема зарядного устройства на транзисторе

На транзисторе VT6 КТ503Б построен формирователь тактовых импульсов для работы счётчиков (100Гц). После нажатия кнопки «Пуск» счётчики сбрасываются и стартует отчёт времени. По истечении заданного времени с вывода 3 К176ИЕ8 поступает логический ноль, запирается полевой транзистор VT5 (КП103Б), ограничивая ток зарядки. А после появления нуля уже на четвертой ноге счетчика К176ИЕ8 запирается полевой транзистор VT4 (КП103Б), полностью отключая зарядку аккумулятора. Транзисторы VT1, VT2, VT3 предназначены для регулировки управления тиристорами.

Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля асимметричным током на транзисторах

Как можно зарядить аккумулятор автомобиля асимметричным током, при котором отношение Ток заряда к Току разряда равно 0,1 . Именно при таком отношении токов происходит самое лучшее очищение пластин батареи от дендритов сульфата тем самым продлевая срок службы не новых аккумуляторов.

В зарядном устройстве присутствует автоматическое выключение схемы от сети при достижении на контактах аккумулятора 14,4 вольт. А также автоматическое включение при понижении этого значения ниже 12,5 вольт, которое может иметь место в результате процесса саморазряда. Включение и отключение зарядного устройства осуществляется бесконтактным способом, с помощью симистора. Переключатель SA1 используется для принудительного включения зарядного устройства в том случае, когда автомобильный аккумулятор слишком сильно разряжен и его напряжение ниже 12,5В.

В этой схеме зарядки аккумулятора есть еще один положительный момент: ЗУ не включится, пока к нему не подсоединен аккумулятор, что исключает возможные замыкания. Еще одним плюсом в пользу данной схемы, пока вас мучает вопрос как зарядить аккумулятор можно отнести то, что во время его работы отсутствует кипение электролита.

Схема зарядного устройства для аккумулятора асимметричным током на транзисторах

Пониженное напряжение с вторичной обмотки через силовой диод и сопротивление R8 поступает на плюсовой вывод аккумуляторной батареи. Для контроля напряжения параллельно подсоединен вольтметр. Для автоматического включения и выключения схемы ЗУ имеется узел контроля.

Он состоит из триггера Шмитта на диодах VD5, VD6 и на биполярном транзисторе VT2. Сопротивление R7 используется для регулировки требуемого напряжения отключения ЗУ. При подключении аккумулятора к контактам зарядного устройства, транзистор открывается, что включает симистор через оптрон. В результате на трансформатор поступит сетевое напряжение питания и начается процесс зарядки аккумулятора. Для стабильной работы схемы, управление симистором осуществляется через диодный мост.


Как зарядить аккумулятор в режиме десульфатации в ЗУ?

Для этого потребуется лишь переключить тумблера SA2, чтоб подсоединить сопротивление R5. В результате этого в положительный полупериод вторичного напряжения осуществляется заряд аккумулятора, а на отрицательной полуволне наоборот небольшой разряд аккумуляторной батареи в результате протекания тока через балластное сопротивление R5. Светодиод VD8 подскажет о включение режима десульфатации.