Схема зарядного устройства с десульфатацией

Первая конструкция ЗУ осуществляет заряд импульсным током (методом однополупериодного выпрямления). Это хорошо сказывается на работе автомобильной аккумуляторной батареи - в паузах между импульсами тока происходит относительное "выравнивание" потенциала на отдельных участках пластин, т.е. электрохимическим способом устраняется их неоднородность, снижается количество "мусора" на них. В ЗУ предусмотрено четыре режима работы: 1) подзаряд импульсным током; 2) заряд импульсным током (через замкнутый переключатель S1 подключаются HL3); 4) подзаряд без пауз - замкнут тумблер S2; 5) заряд без пауз - замкнуты оба переключателя S1 и S2. Первые два режима гарантируют медленный и качественный заряд - с десульфатацией пластин АКБ. Третий и четвертый дают возможность ускорить процесс.
ЗУ для автомобиля

ЗУ с десульфатацией аккумуляторных пластин
ЗУ с десульфатацией пластин аккумулятора

Предлагаемые схемы требуют большего напряжения вторичной обмотки, чем привычные зарядные, так как часть напряжения падает на лампах. Если нет возможности увеличить выходное напряжение трансформатора либо имеется трансформатор с низким выходным напряжением, можно воспользоваться схемой.

Схема ЗУ которое производит заряд импульсным током

Диоды VD1, VD2 по очереди заряжают конденсаторы С1, С2 до амплитудного значения напряжения вторичной обмотки. Во время заряда одного конденсатора другой разряжается на аккумулятор (напряжение холостого хода такого выпрямителя равно учетверенному напряжению вторичной обмотки (эффективному)).

Если нет возможности увеличить выходное напряжение трансформатора то применяют эту схему зарядного устройства

Выпрямитель с умножением напряжения имеет крутопадающую нагрузочную характеристику, поэтому мало боится перегрузок и короткого замыкания. Все же лампы накаливания HL2 и HL3 в схему установлены, чтобы не допустить выхода схемы из строя при переполюсовке аккумулятора. Следует иметь ввиду, что данная схема в большей мере, чем схема без умножения напряжения способна перезарядить аккумулятор, если его оставить без присмотра (в режиме подзаряда, который характерен небольшим током, такой опасности нет).

Ввиду сравнительно низкой надежности электролитических конденсаторов в силовом режиме советуем ставить по паре указанных на схеме номиналов в параллель. Более высоким качеством заряда обладают десульфатирующие ЗУ, в которых заряд производится импульсным током, а разряд - на резистор, подключенный к клеммам аккумулятора (советская промышленность освоила выпуск таких устройств!). А что случится при пропадании напряжения в электросети, перегорании трансформатора или диодов? Устройство разрядит аккумулятор до нуля!

Зарядное устройство 12 вольтовых кислотных аккумуляторов с десульфатацией
Схема зарядного устройства с десульфатацией пластин

ЗУ состоит из следующих элементов:

- выпрямителя на диоде VD1 и стабилизаторе напряжения на микросхеме LM7812;
- генератора прямоугольных импульсов, собранного на таймере LM555 (К1006ВИ1), частотой 100Гц и скважностью 70%, который управляет силовыми ключами заряда (VT2 ,VT3) и разряда (VT4, VT5);
- узла стабилизатора тока на ОУ LM358, собранного по типовой схеме регулятора тока с заземленной нагрузкой, с предварительным усилением сигнала рассогласования на дифференциальном усилителе U1:1 (Кус. = 10), а также регулирующем компоненте на U1:2 и составном биполярном транзисторе VT1;
- блока контроля напряжения на АКБ, построенного на компараторах (LM393), которые выключает генератор импульсов, при этом U2:1 наблюдает, чтобы напряжения заряда на батарее не превысило максимальное, а U2:2 следит за подключенным аккумулятором, чем гарантируется защита от случайного замыкания.
- блок защиты схемы ЗУ от переполюсовки построен на диодах VD5, VD6 и VD9.

Качественный чертеж печатной платы и схема ЗУ в высоком разрешении находятся в архиве по ссылке выше.