Устройство контроля и ограничителя рязряда аккумулятора

Несоблюдение правил эксплуатации аккумуляторов (АКБ) (перезаряд, глубокий разряд) сокращает срок службы и ухудшает характеристики этих изделий. В радиолюбительской литературе описано довольно много устройств, предназначенных для контроля напряжения батарей. Для аккумуляторов малой емкости главное требование малый потребляемый ток.
Ограничитель разряда аккумулятора для источника бесперебойного питания

При замыкании контактов реле К1, которые подсоединяют АКБ при отсутствии сетевого напряжения 220В, на схему поступает напряжение с АКБ GB1, но так как транзисторный ключ сам открыться не может, то для его запуска используются пассивные компоненты — С1 и R2. При появлении напряжения на входе, начинает заряжать емкость С1. В начальный момент заряда затвор полевого транзистора оказывается зашунтирован емкостью на общий провод. Транзистор открывается, а если напряжение на АКБ находится выше установленного уровня на компараторе, он остается открытым, если напряжение ниже порога, то полевой транзистор закрывается. Уровень отключения АКБ от нагрузки задается резистором R3. По мере разряда АКБ напряжение на первом выводе DA1 КР142ЕН19 будет снижаться и как только оно приблизится к опорному напряжению микросхемы, где-то 2,5В, начнет расти напряжение на ее третьем выводе, что соответствует снижению уровня напряжения на истоке-затворе VT1. Транзистор закрываться, что приведет к резкому снижению напряжению на первом выводе DA1. Идет лавинообразный процесс запирания VT1. В результате, нагрузка будет отключена от АКБ. Ток нагрузки, коммутируемый этим полевиком, может быть увеличен в несколько раз при установке транзистора на радиатор.

Схема ограничителя разряда аккумулятора для ИБП

Сопротивление R1 нужно для создания требуемого тока через микросборку, который должен быть не ниже одного миллиампера. Емкости С1 и С3 блокировочные. R4 сопротивление нагрузки. Для экономии энергии АКБ в роли индикатора лучше использовать сверхъяркий светодиод и подобрать номинал резистора R до нужной яркости.

Индикатор разряда автомобильного аккумулятора

Индикатор разряда аккумулятора предназначен для получения оперативного предупреждения о разряде аккумуляторной батареи, что поможет защитить вас от многих проблем. Предлагаемая схема достаточно проста, а вся регулировка заключается в выставление порога срабатывания переменным резистором для включения светодиодной индикации.

Ограничитель разряда аккумуляторной батареи типа 7Д-0,115

На рисунке ниже изображена принципиальная схема индикатора для контроля напряжения в пределах 7-9 В аккумуляторной батареи типа 7Д-0,115, которые часто используют в переносной аппаратуре. За основу взята схема, опубликованная в [1. Ходаковский Е., Андрущенко В. Сигнализатор разрядки батареи аккумуляторов//Радио.-1986.-№11], где источник опорного напряжения и пороговое устройство выполнены на универсальной логической микросхеме К176ЛП1, причем отмеченный авторами этой публикации недостаток - заметная зависимость порога от окружающей температуры (снижается на 0,25 В с ростом температуры на 10°С) можно считать вполне приемлемой платой за малое энергопотребление. Этот датчик, кроме изменения параметров нескольких резисторов, дополнен генератором импульсов на КМОП-инверторах К176ЛА7.

Устройство для контроля АКБ

Напряжение контролируемого аккумулятора с делителя на резисторах R1-R3 подается на вход компаратора (вывод 3 DD1). Если напряжение на нем окажется выше установленного резистором R2 порога, на его выходе (вывод 12) - лог."0", который удерживает генератор импульсов в заторможенном состоянии. При этом на выводе 3 DD1 - лог."1", а инвертор  DD2.3 обеспечивает выключение светодиода. В этом состоянии энергопотребление не превышает нескольких микроампер, что позволяет подключать индикатор к аккумулятору (АКБ), минуя выключатель питания, и контролировать его состояние постоянно. Если напряжение оказывается ниже порога, то на выходе компаратора появляется лог.1", запускающая генератор на элементах DD2.1-DD2.2. Светодиод VD1, являющийся нагрузкой инвертора DD2.3, начинает вспыхивать с частотой около 1 Гц, и устройство потребляет хотя и меньший, чем в прототипе , но все-таки значительный ток (единицы миллиампер). Соединение светодиода VD1 непосредственно с выходом инвертора без балластного резистора возможно, поскольку логический элемент действует как источник тока - выходной ток ограничивается величинами начальных токов КМОП-структур и согласуется с интервалом рабочих токов большинства светодиодов.

Печатная плата устройства (вид со стороны проводников). Предусмотрена возможность составления резисторов R1 и R4 из нескольких последовательно соединенных меньшего сопротивления. Неиспользуемые входы лишнего элемента 2И-НЕ микросхемы DD2 заземлены.

Ограничитель разряда аккумулятора на 12 вольт

Эта конструкция разработана для функционирования в составе аварийного источника питания со стационарной герметичной аккумуляторной батареей FIAMM-GS 12 В емкостью 7,2 А.ч.

В отличие от автомобильных батарей, в таком источнике питания батарея подзаряжается от сетевого зарядного устройства постоянно, через ограничитель тока и напряжения. При правильном конструировании перезаряд практически исключен и индицировать повышенное напряжение явно излишне. Но крайне необходим контроль степе- ни разряда батареи после исчезновения сетевого напряжения и переключения по- требителей на резервный источник, чтобы предотвратить глубокую разрядку и вовремя отключить эту нагрузку. Желательно также, чтобы индикатор разряда показывал несколько уровней - близкий к но минальному заряд (при подзарядке аккумуляторной батареи от сети), а также разряд, например, на уровне 50 и 75%.Схема уже имеет двухпороговый компаратор (за основу взята схема включения двух операционных усилителей), который в сочетании с генератором импульсов и двумя светодиодными индикаторами способен показывать 3 степени разрядки батареи, причем две из них для большей заметности - миганием, при разрядке на половину емкости. Пороги срабатывания компараторов устанавливают резисторами делителя напряжения R1 (подстройка), R2-R4. Указанные в схеме номиналы соответствуют двум порогам: U1=12,1 В (DA1.1) и U2=12,8 В (DA1.2) при опорном напряжении Uоп = 3,3 В, полученным от стабилитрона типа КС133А зарядного устройства.

При другом применении следует предусмотреть для него место на печатной плате вместе с резистором 1-1,2 кОм. Один из компараторов (ОУ DA1.2) управляет генератором импульсов, а второй (ОУ DA1.1) - цветом включенного светодиода. Логику работы индикатора поможет иллюстрировать таблица. Если напряжение батареи превышает U2, на выходе компаратора DA1.2 (контрольная точка D) будет лог."0", который удерживает генератор импульсов, собранный на элементах DD1.2, DD1.3, R5, C2 аналогично предыдущей схеме, в ждущем режиме. В контрольной точке G, куда подключены катоды обоих светодиодов, присутствует лог."0". Цвет включенного в данный момент времени светодиода определяется напряжением на выходе компаратора DA1.1 (контрольная точка C) - при лог."0" погаснет зеленый VD4, но инвертор DD1.1 (контрольная точка E) включит красный VD3. Когда Ucc ниже порога U1, на выходе DA1.2 в точке D появляется лог."1", которая запускает генератор импульсов, и в точке G появляется меандр: при "0" светодиоды горят, а при "1" выключены.

Диоды VD1 и VD2 блокируют появление на светодиодах напряжения обратной полярности. Несмотря на то что светодиоды могли бы быть подключенными к выходам логических элементов DD1 непосредственно, как в предыдущей конструкции, в данном устройстве все-таки установлен балластный резистор R6. Это сделано потому, что здесь напряжение питания индикатора выше, и зеленый светодиод в дежурном режиме светится постоянно. Что- бы излишне не разогревать корпус и не превышать рекомендуемый в  предел мощности для микросхемы DD1, ток ограничен на уровне 10 мА - яркость импортного двухцветного светодиода вполне достаточна, чтобы его включение было заметным даже при дневном свете. Таким образом, постоянно светящийся зеленый индикатор показывает нормальное состояние и достаточный заряд акку- мулятора; мигание зеленого указывает на скорое исчерпание емкости; мигание красного - на необходимость через короткое время отключить резервируемые устройства. Потребляемый ток индикатора около 25-30 мА, что вполне приемлемо для стационарной аккумуляторной батареи такой емкости.

Устройство для контроля АКБ печатная плата

Печатная плата со стороны проводников. В обоих устройствах можно использовать следующие детали: резисторы - любые подходящие по размеру; конденсаторы: C1 малогабаритные электролитические на напряжение не менее 16 В (их емкость некритична), C2 - керамические малогабаритные импортные; светодиоды типа АЛ307 или любые другие, которые повторяющий конструкцию сочтет подходящими по цвету и размеру. В первом индикаторе микросхему DD2 можно заменить на К561ЛА7, но DD1 аналогов в других сериях не имеет. Во втором индикаторе DA1 можно заменить (с коррекцией печатной платы) любой парой одинарных или сдвоенным ОУ с напряжением питания 15 В, а диоды VD1, VD2 - на КД521, КД522 с любым индексом или импортным аналогом 1N4148. Наладка обоих устройств сводится к подбору резисторов в делителях и уточнению порогов подстроечными резисторами. Описанные конструкции эксплуатируются без замечаний более 2 лет.