Аппарат рентгеновский  дентальный 6Д4 ремонт и схемотехника

Аппарат рентгеновский дентальный 6Д4  используется для челюстных и зубных рентгеновских снимках и применяется в стоматологической практике. Конструктивно дентальный рентгеновский аппарат выполнен из настенного блока (нескольких исполнений), рентгеновского штатива и пульта с кнопкой включения рентгена.

Рентгеновский аппарат 6Д4, руководство схема, типовые неисправности

Штатив дает возможность зафиксировать рентгеновский излучатель практически в любом положение, что обеспечивает точное место съемки.

Максимальное подаваемое напяжение на рентгеновскую трубку 1,3БДМ15-75 аппарата 6Д4 максимум 65 КВ, применением защитного тубуса удалось существенно снизить  лучевую нагрузку на пациента.

Аппарат рентгеновский дентальный 6Д4 ремонт и схемотехника

Краткие технические характеристики дентального рентгеновского визиографа 6Д4

Питающее напряжение, В 220 ± 10 Частотой, Гц 50 ± 1
Сопротивление сети, 0м, не более: 1,6
Максимальное напряжение на рентгеновской трубке, кВ 65
Анодный ток  (среднее значение), мА 7
Максимальная потребляемая мощность, кВА: 1,9
Уставки реле экспозиции, мКл (мА.с) 1,0; 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 15; 25 Тип рентгеновской трубки: 1,3БДМ15-75

Ремонт дентального рентгеновского аппарата 6Д4:

Необходимо постоянно следить за чистотой и исправностью аппарата
Необходимо следить за плавностью хода и смазкой подвижных частей аппарата. Заменить смазку свежей при ее износе или при загрязнении. При замене смазки разобрать штатив, не разбирая при этом параллелограмма во избежание травмы обслуживающего персонала
Проверять еженедельно, отсутствие на кожухе моноблока следов масла и отсутствие воздушных пузырей в выходном окне при установке его в верхнее положение
Осуществлять периодически один раз в три года контроль амплитудного значения анодного напряжения с помощью радиационного киловольтметра.

Замена рентгеновской трубки рентгеновского аппарата 6Д4

Замена рентгеновской трубки осуществляется в следующей последовательности

Снять моноблок с аппарата
Поставить моноблок на выходное окно
Ножом или острой отверткой снять два оформительных колпачка (15) с вилки (1)
Со стороны, противоположной лимбу (13), торцевым ключом №10 свинтить контргайку М6 с оси моноблока
Торцевым ключом №14 свинтить специальную прижимную гайку тормоза оси моноблока
Отвинтить три винта М4 тормозного фланца, шилом или маленькой отверткой вынуть тормозной фланец в сборе с двумя шайбами и двумя пружинами
Отвинтить три винта М4 на вилке со стороны лимба (13), острым предметом поддеть фланец и извлечь его
Снять вилку (1) и отвести ее в сторону
Отвинтить три винта М3 (2) и снять крепежное кольцо, лимб и оформительную крышку (4) моноблока
Отвинтить три винта М3 и снять крышку (17)
Перевернуть моноблок окном вверх
Поставить моноблок вместе с вилкой и поддон для слива масла и принять меры, чтобы вилка и монтаж при сливе масла не испачкались в масле
Универсальным ключом отвинтить кольцевую гайку, прижимающую пластмассовый колпак (5) люка для смены трубки катодной стороны моноблока, со стороны, где нет электромонтажа
Взять плоскогубцами шестиугольник на колпаке (5), слегка потянуть колпак на себя и дать возможность стечь маслу в поддон. ПОМНИТЕ, что масло сольется до уровня нижнего края люка, и с этого момента наклонить моноблок нельзя, т.к. при этом могут оголиться высоковольтные катушки
Универсальным ключом вывинтить гайку для выхода лучей, вынуть шайбу, поддеть острым предметом целлулоидное окошко (9) и вынуть его.3.6.16 Универсальным ключом отвинтить пробку с анодной стороны моноблока
Через люк для смены трубки отпаять выводы накала, пользуясь при этом пинцетом, накальные выводы отвести в сторону, чтобы они не мешали извлечению трубки из моноблока
Через отверстие с анодной стороны моноблока с помощью отвертки с широким жалом расконтрить стопорный винт, фиксирующий анод трубки
Через люк для смены трубки вынуть трубку (10), вращая ее против часовой стрелки
Вставить новую трубку и ввинчивать ее в анодный держатель до тех пор, пока окно для выхода лучей трубки не окажется в середине окна для выхода лучей из моноблока. Эта операция производится на глаз
Слегка придерживая трубку за баллон, законтрить анод винтом через отверстие с анодной стороны моноблока. 3.6.22 Припаять к выводам накала трубки ранее отпаянные концы накала
Ввинтить пробку с анодной стороны моноблока в свое гнездо и затянуть ее универсальным ключом
Вставить в гнездо люка для смены трубки пластмассовый колпак (5) и затянуть его кольцевой гайкой с помощью универсального ключа
Через окно для выхода лучей налить в моноблок трансформаторное масло до заполнения им бака и, слегка покачивая моноблок, выгнать из бака воздушные пузыри
Произвести регулировку маслорасширителей согласно
Вложить в окно моноблока целлулоидное окошко, шайбу, ввинтить кольцевую гайку и затянуть ее универсальным ключом. Проверить моноблок на отсутствие пузырей
Дальнейшую сборку моноблока производить в порядке, обратном разборке

Регулировка маслорасширителей в рентгеновском аппарате 6Д4

Регулировку маслорасширителей производить после замены трубки, удаления пузырей в моноблоке, вскрытия моноблока, замены катушек главного трансформатора. Регулировку маслорасширителей производить при температуре окружающей среды(25 ± 5)º С, при снятой боковой крышке и вилке и открытом выходном окне в следующей последовательности
На наконечники маслорасширителей навернуть резьбовые втулки с полихлорвиниловыми трубками
Один маслорасширитель необходимо поддуть воздухом с давлением 50 - 100гПа (0,05-0,1 ати), из другого маслорасширителя отсосать воздух до полного сжатия маслорасширителя. После окончания регулировки маслорасширителей необходимо долить масло в выходное окно до полного заполнения и закрыть его. Поставить и закрепить боковую крышку, лимб и произвести сборку вилки. Примечание - При удалении пузырьков не допускайте, чтобы из моноблока вылилось большое количество масла, так как это приведет к нарушению правильной работы маслорасширителей
При ремонте аппарата пользоваться картой напряжений
Производить ремонт моноблока рекомендуется в заводских условиях (замена рентгеновской трубки, замена обмоток, изоляция трансформатора и т.п.)
Следить через каждые 3-4 месяца за состоянием контактов реле на пульте управления. Контакты не должны быть подгоревшими. В случае подгорания их необходимо зачистить и протереть спиртом