Резервный источник питания схема

В российской глубинке до сих пор случается частое отключение электроэнергии, что серьезно меняет устаканившийся образ жизни в нелучшую сторону. Решить возникшую проблему очень легко. Нужно собрать схему резервного источника питания, которую мы подробно рассмотрим.
Лабораторный блок питания

Резервный источник питания схема и настройка

Схема осуществляет преобразование постоянного напряжения автомобильного аккумулятора в переменное сетевое номиналов в 220 вольт и частотой 50 Гц. Максимальная мощность на которую рассчитана схема не должна быть больше 200 ватт.

Блок аварийного питания схема

На элементах микросхемы К561ЛН2 DD1.1 — DD1.3 выполнен генератор прямоугольных импульсов с частотой около 100 Гц. Импульсы с генератора следуют на вход JK-триггер К561ТВ1 через буферный инвертор DD1.4. Для функционирования JK-триггера в режиме счета на вход J и K поданы уровни логической единицы, а на вход R и S соответственно логического нуля. Поэтому с обоих выходов следуют импульсы с частотой 50 Гц, причем фазы этих импульсов противоположны.

Усиленные по току импульсы с DD1.5 и DD1.6 следуют на базу транзисторов VT1 и VT2. Первичная обмотка трансформатора включена в коллекторные цепь этих транзисторов. С обмоток II и III импульсы попадают на эмиттерные переходы транзисторов VT3 и VT4, которые работают в ключевом режиме. Через поочередно открывающиеся ключевые транзисторы напряжение поступает на полуобмотки второго трансформатора , поэтому на вторичной обмотке появляется переменное сетевой напряжение 220 вольт с частотой близкой к 50 Гц. Для сигнализации высокого напряжения в схему аварийного питания включен светодиод HL1.

Блок резервного питания запитан от параметрического стабилизатора на стабилитроне VD1 и сопротивление R7.

Трансформатор T1 собран своими руками на магнитопроводе ШЛ12х20. Первичная обмотка намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,21 мм и содержит 50 витков с отводом от средней точки. Обмотки II и III 30 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,4 мм. Второй трансформатор сделан на магнитопроводе ШЛ32х32. Первичная обмотка состоит из 96 витков провода ПЭВ-2 диаметром 2,5 мм с отводом от середины. Вторичная обмотка 920 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,56 мм.

Батарея GB1 является самым обычным автомобильным аккумулятором на 12 вольт. Чем больше емкость батареи, тем лучше.

Резервный источник питания на аккумуляторах типа АА

Несмотря на то, что схема расчитана на малую мощность в нагрузки, она может быть востребована в схемах цифровой электроники для поддержания их питания в аварийной ситуации. В роли источника напряжения в критический момент используются типовые последовательно соединенные гальванические элементы или аккумуляторы типа АА.

Схема резервного источника питания на аккумуляторах типа АА
R1-2-3 = 1 кОм; С2 = 100 мкФ x 16 В; D7 = 1N4002.

Схема аварийного устройства состоит из трансформатора с выходным напряжением в районе 10 вольт и током не менее 0,5 ампера, диодного выпрямительного моста на 1N4002 и электролитического конденсатора емкостью 1000 мкФ x 16 В. Стабилитрон 8V2, управляет транзистором BD139. Выходное напряжение схемы стабилизируется до уровня +7,5 вольт. Батареики резервного блока питания в количестве пяти штук с общим напряжением 7,5 вольт подсоединены последовательно с диодом D7. Они готовы начать работать в случае аварийной ситуации. Падение напряжения на диоде D7 снизит выходное напряжение от аккумулятора до 7 вольт. Сопротивление R3 резервного блока питания имеет специальную функцию подзарядки батареи. Для получения фактического уровня сопротивления R3 напряжение между аккумулятором и стабилитроном D6 делится на ток утечки, который равен 0,7 мА.

Схема переключателя резервного источника питания

Довольно часто в радиолюбительской практике возникают ситуации, когда требуется, чтобы устройство продолжало стабильно работать даже при отключении основного электропитания. Предлагаю для повторения несколько простых схем, позволяющих переключать нагрузку со штатного на аварийное питание в случае возникновения возможных перебоев в электроснабжении, особенно это актуально для сельской местности.